Учитель заложил восьмерку






В прокате фильм Алексея Учителя «Восьмерка», который является вольной интерпретацией повести Захара Прилепина.

Постер к фильму

Постер к фильму «Восьмерка»

Сюжет

Дело происходит в конце 90-х в типичном провинциальном городке, где главным двигателем прогресса до поры до времени являлся местный завод. Теперь он переживает сложные времена, а количество уволенных рабочих достигло нескольких десятков тысяч. Поэтому теперь население города почти ничего не зарабатывает, но находит деньги на то, чтобы залить горькой свое непростое положение. Еще в городе есть две группировки под названиями «Севрайон» и «Буцевские», которые делят его на зоны влияния.

Как часто бывает, попадаются те, кто не хочет попадать под влияние ни тех, ни других. В данном случае это подразделение ОМОНа в лице Шороха, Геры, Лыкова и Греха, которые поддерживают порядок на заводе и по уставу должны следить за тем, чтобы все было тихо и спокойно. На самом деле ребята не прочь повеселиться в ночных клубах и задираться с блатными.

Но все их старания напрасны, хрупкая женщина с сигаретой в зубах оказывается в куда более выгодном положении.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Киношный вариант

Для Алексея Учителя этот фильм стал седьмым в списке работ, а для Захара Прилепина это первая экранизация его произведения, которое вышло два года назад в виде небольшой повести, включенный в сборник под тем же названием.

Если подумать, произведения Прилепина смело можно брать за основу сценария какого-нибудь фильма. Даже текст особо менять не нужно, хоть сейчас приступай к съемкам. Однако, до сего момента, никто из режиссеров к произведениям Прилепина не обращался. Если, конечно, не считать спектакль «Отморозки», поставленный Кириллом Серебренниковым по роману «Санькя». Зато на примере фильма Учителя становится понятным, почему же никто не рвался к работе с произведениями Прилепина.

Из повести взяли только главных действующих лиц, сюжет и звучные фразы, которые были расставлены по своему усмотрению в более приятной последовательности. Получается на первый взгляд что-то похожее, но только если не приглядываться к сути.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Не по книге

Режиссеру понравилось использовать рабочих, недовольных собственной жизнью, в качестве движущей силы, в то время, как у Прилепина они были в роли унылых декораций, подчеркивающих непростую ситуацию в конце века. В фильме рабочие не только активно участвуют в судьбе фильма, но и наблюдают за противостоянием между ОМОНом и местными авторитетами. Рабочий класс здесь – это мощная сила, которая может одним своим движением повернуть историю в любом направлении.

Развивай эту тему Учитель до конца, получилось бы мощное кино о тяжелой жизни рабочего класса в затухающем провинциальном городе. Но режиссер не считает нужным доводить дело до конца, переходя на тему смены поколений.

Наступает новый век, меняются лица, меняются костюмы. Местные деятели переодеваются из кожаных курток в деловые костюмы, а четверка омоновцев понимает, что недолго им осталось ездить и кулаками показывать, кто на этой земле сильнее. Может быть, они без своей формы вполне растворятся в толпе, но при этом они свободны внутри. Правда, свобода эта длиться будет недолго. Скоро на смену этим персонажам придут более хрупкие, беспомощные, курящие и пьющие и любящие хорошо развлечься.

Правда, и этот мотив не прописан ярко. Учитель пытается сделать сюжет более цельным и придать ему осмысленность, в чем ему помогает Аглая или Гланька, взятая со страниц повести Прилепина. Она обладает белой кожей, а от прикосновений веет холодом. Актриса Вильма Кутавичюте отлично подходит под этот образ. Только в повести Аглая была составляющим сюжетной линии, в фильме она главная интрига, только не слишком на нее похожая.

Чтобы исправить ситуацию, режиссер отправляет героиню под железнодорожный состав. Таким же приемом он пользовался в своей картине «Край», которая вообще стала настоящим бенефисом паровоза. Скорее всего, по мнению автора фильма, гибель под таким транспортом самая благородная.

Именно с этого эпизода и можно проследить мысль о тяжком труде переложения повести Прилепина на киноленту. Какими бы разными схватками и поворотами сюжета не пестрили его произведения, главным в них является существенная в объемах пустота. Именно она дает объем произведению, придавая ему форму и привлекательность. Это что-то неуловимое, что может прочувствовать не каждый, а уж тем более изобразить. Никакие эффектные образы и яркие приемы не смогут заменить этого элемента, заполняющего весь сюжет. Без этой пустоты не получится толку, только небольшие наброски, которые могут быть внешне привлекательными, заманчивыми, но художественной ценностью обладать не будут.