ТОП телеканалов

Победные мотивы






В эти праздничные дни на российских и украинских каналах вышли три сериала, посвященных Великой Отечественной войне. В каждом сериале – «Переводчик», «Не покидай меня» и «До свиданья, мальчики» свое развитие сюжета в военные годы.

"До свидания, мальчики"

Постер к сериалу «До свидания, мальчики»

Особый спрос

Кроме этих сериалов было показано еще большое количество старых. Однако к новым требования особые. Каждый канал, показывающий новый сериал как бы отчитывается о своей культурной политике. Чем достовернее и качественнее снят сериал, тем больший рейтинг будет у канала. Тем более, в такой праздник зритель особенно внимательно следит за событиями в сериале, сравнивая его с другими, и более критично подходит к его оценке.

Сериал «До свиданья, мальчики» был показан на украинском канале «Интер», но больше нигде не показывался. В нем ведется рассказ о курсантах, стоявших на защите Москвы. Им необходимо было разоблачить шпиона, затесавшегося в верхних рядах нашей армии и защитить честь русских офицеров. Немецкий посланец старается клепать доносы на них, после чего подозреваемых забирают на допросы. Таким образом, наша армия в преддверии войны теряет самых боеспособных кадров.

Затем действие переносится в военную обстановку, на постановку которой было потрачено немало средств, чтобы сериал выглядел привлекательным. По картинке он таким и выглядит, но по другим составляющим здесь дела идут не очень хорошо. Со времени войны прошло немало лет, и кинематографисты разучились снимать хорошие военные фильмы, поскольку уже не имеют такого представления о духе военных лет, как имели те, кто жил в советские времена. А зритель отлично чувствует искусственность подачи, и ни закрученный сюжет, ни старания актеров, ни компьютерные технологии не могут ее скрыть.

"Переводчик"

Кадр из сериала «Переводчик»

Моральная сторона

Сериал «Переводчик» является уже представителем другого рода. Снятый по лучшим западным образцам нашим режиссером, он старается опираться на лучшие кинообразцы военной тематики, выпущенные за рубежом. Главный герой – русский учитель, который во спасение своих родных и близких соглашается на сотрудничество с захватчиками, предает друга, а потом пытается исправить собственные ошибки, но безуспешно. Основная суть кроется во внутреннем противоречии и конфликте с самим собой главного героя. Он предпочитает защищать интересы себя и своей семьи, а не общества. В результате и ответственность несет личную.

В плане психологизма сериал вполне мог бы претендовать на успех. Однако с исторической стороной здесь есть свои странности. Связано это с тем, что описание военного быта и времена оккупации не отражены надлежащим образом в кинематографии. Но зато необходимые знания есть в литературе. Не будь этих несоответствий, «Переводчик» мог бы стать хорошим примером ухода от плакатного изображения войны с помощью человека с сильным внутренним противоречием, который выглядит убедительнее, чем многие добропорядочные персонажи из других сериалов.

"Не покидай меня"

Кадр из фильма «Не покидай меня»

По голливудским мотивам

Третий сериал под названием «Не покидай меня» рассказывает о девушках-диверсантках. Он сделан с оглядкой на фильм «А зори здесь тихие» и показывает бережное отношение к тому, что сделал Борис Васильев. Фантастики в сериале нет, но при этом бережливость переходит в беспечность. Вместо глубокого в психологическом плане фильма здесь получается авантюрный боевик, каких много выпускают американцы, имеющие совсем другой менталитет и отношение к этой войне. К сожалению, такой подход имеет все больший успех у зрителя, в рядах которого становится все меньше тех, кто помнит, как именно должны сниматься фильмы о войне.

Сюжет очень сильно закручен и завоевывает внимание сразу. Пусть и разработан он по известной схеме. Отряду девушек-диверсантов нужно захватить других девушек, выдать себя за них и провести диверсию в рядах врага. При этом план с самого начала идет наперекосяк.

Думается, будь времени у сериала больше, чем есть, проработать персонажей получилось бы лучше. В таком случае зритель смог бы сопереживать им. Но получился скорее авантюрный боевик, чем военная драма, при просмотре которой можно получить много положительных эмоций.

В результате есть три сериала о Великой Отечественной войне, каждый из которых имеет свое видение происходящего. Первый имитирует советскую этику и не попадает в цель, поскольку между авторами и материалами есть дистанция. Второй из-за несоответствий оставляет ощущение искусственности. Третий снят в лучших традициях голливудских боевиков. Ни один из сериалов не может тягаться с советскими образцами, поскольку режиссеры имеют уже несколько другое представление о происходящих тогда событиях. Впрочем, внимание к тому, что предлагают каналы, есть. А значит, режиссерам есть повод снимать дальше, пусть и без создания того духа, который когда-то присутствовал в каждом фильме послевоенных лет.