ТОП телеканалов

Меховая Венера по Полански






В российский прокат вышел фильм Романа Полански «Венера в мехах», адаптированный и пропитанный духом мазохизма.

Постер к фильму

Постер к фильму «Венера в мехах»

Сюжет

Сюжет фильма рассказывает о молодом драматурге по имени Тома Новачек, который вознамерился попробовать себя в качестве режиссера и в качестве материала взял «Венеру в мехах» Леопольда фон Захер-Мазоха. Но все его старания едва не оказываются уничтожены уже на стадии подбора актеров. Удивительно, но в Париже не находится ни одной актрисы, которая смогла бы сыграть главную героиню – Ванду фон Дунавеву, которая описана как властная и сильная женщина, превратившая своего поклонника, робкого на вид, в пышущего жаром страсти покорного раба. Незадачливый режиссер уже собирается оставить затею со съемками, но тут перед его глазами появляется странная женщина, оттянутая латексом и с нанесенным боевым раскрасом, которая критикует пьесу и считает, что XIX век – это средневековье. Режиссер решает просмотреть ее в деле и выясняется, что перед ним весьма необычный и яркий пример того, как надо играть фон Дунавеву. Кроме того, девица знает содержание текста лучше, чем он сам и самого режиссера как будто видит насквозь. С ее замашками и качествами роль режиссера пошла бы ей даже больше, чем самому Томе.

И вот уже режиссер сам превращается в покорного раба подобного тому, что был в пьесе Захер-Мазоха. Девушка обладает большими способностями и может сочетать в себе тонкого психолога, жрицу любви, древнеримскую богиню и много еще кого. Сходство с героиней пьесы подчеркивается, когда она достает из своего арсенала самую типичную атрибутику садо-мазохиста в виде пистолета, веревки, ножа, губной помады и ошейника.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

С привкусом феминизма

Картина участвовала год назад на фестивале в Каннах. Полански попытался подчеркнуть проблему эмансипации и ее последствий, но отклика тогда не нашел. Европу занимают больше вопросы о личности Гитлера и отсутствия толерантности к различным меньшинствам. Фильм у режиссера вышел не только мазохистским, но и с изрядной долей феминизма.

Картина стала настоящим звездным часом для Эммануэль Сенье (к слову, жена Полански), которая в отведенное время показала столько образов, что хватило бы на несколько картин. Матье Амальрик, который смотрится естественно всегда и везде, на сей раз решил показать образец неуклюжести и неествественности в исполнении роли человека, попавшего под каблук сильной женщины. Полански, наверно, всерьез решил выразить мысль, что самым лучшим комплиментом женщине является беспомощность перед ней мужчины.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

С молодой душой

Полански уже далеко не мальчик. Режиссеру 80 лет, но при этом его фильм живет и резвится, а его сердце стучит как у молодого. Двух актеров достаточно, чтобы обеспечить радостью весь зал в Каннах, и зрители благодарно воспринимают каждое движение на экране, каждую реплику героев. Безликий и скучный текст Захер-Мазоха режиссеру удалось переделать на современный лад так, что временами создается ощущение, что перед тобой воплощение высшей поэзии.

Основная мысль самого произведения «Венера в мехах» очень проста – не всегда мужчинам доминировать над женщинами, бывают и обратные случаи. Всегда найдется безвольный простак, который подчинится властной и сильной женщине.

Глубинный смысл в фильме отыскать трудно, но, возможно и не требуется. Может быть, весь фильм – это подарок Полански своей молодой супруге Сенье.

Есть мнение, что персонаж Амальрика – это воплощение самого режиссера. Но в это верится с трудом. К тому же, в пьесе «Венера в мехах» есть аристократ из Греции, который управляет нитями судьбы обоих персонажей. Вот ему и можно было бы отдать режиссерское кресло.