«Левиафан» — бич пороков






В Каннах в рамках кинофестиваля дошла очередь до нашего представительства в лице Андрея Звягинцева и его фильма «Левиафан». В этом фильме режиссер выступает с резким обличением против всех русских пороков, а также тех представителей церкви, которые гонятся за звонкой монетой.

Алексей Звягинцев

Алексей Звягинцев

Русская действительность

Оператор Михаил Кричман постоянно работает со Звягинцевым, и вдвоем они образуют хороший тандем, где один является мыслителем, а второй проводником мыслей на экран. В самом начале фильма камеры показывает быт Русского Севера, где только на первый взгляд все более или менее приятно глазу и нормально для бедной жизни. На самом деле все намного сложнее.

В том числе и для автомеханика Николая в исполнении Алексея Серебрякова, который живет себе в доме на холме и тихо радуется своему положению без претензий на что-то большее. Но холм, на котором он живет, нравится не только ему, но и местному мэру (роль исполняет Роман Мадянов), поэтому из местного суда быстро приходит постановление о сносе дома и смехотворной компенсации. Приехавший из Москвы старый добрый друг, работающий адвокатом (Владимир Вдовиченков), не может противостоять этому решению. Впрочем, это он предвидел и приготовил свое секретное оружие – папку с документами, содержащими серьезный компромат. И еще он знает человека, который может натворить дел в жизни мэра, о чем ему и сообщает. Мэр, конечно, под впечатлением.

Но ждать следует не фильма о судебных тяжбах и не триллера с политическим подтекстом. Картина эта о русской горькой жизни в обнимку с горькой. Причем водки на экране употребляется столько, сколько обычно стараются не показывать. Пьет Николай со своей женой после оглашения судебного решения. Пьет мэр, и в неприличном состоянии приезжает к Николаю, чтобы обозначить мысль, что в нашей стране ни у кого ничего своего нет. Прав тот, у кого больше прав и портрет правящего партией в личном кабинете.

Что интересно, портреты правящих еще поучаствуют в фильме в качестве мишеней на пикнике, когда главным действующим лицам захочется пострелять, предварительно снова приняв на грудь.

Кадр из фильма

Кадр из фильма «Левиафан»

Человек против чудовища

А дальше социальная драма превращается в метафизическую, где происходит борьба человека с Левиафаном, в роли которого выступает нынешняя государственная система. Борьба заведомо проигранная, поскольку с этим чудовищем, будучи простым смертным, справиться невозможно.

С церковной стороной в фильме тоже довольно унылая картина. Режиссер не видит надежд на религиозное возрождение. Особенно сильно это выражается в эпизоде, когда местный архиерей регулярно принимает у себя мэра и повторяет как молитву, что всякая власть от Бога. Финальный аккорд – это то, что мы видим на экранах телевизоров, когда после праздничной проповеди все присутствующие в роскошных нарядах и мехах рассаживаются по машинам и разъезжаются кто куда.

А главным героем фильма наряду с живыми персонажами является старый дом, который хранит свою историю в каждой вещи, и который является таким же живым, как и люди. После которого ни одна квартира, полученная взамен, не кажется хорошим жильем.

Фильм говорит о том, что в тех условиях, в которых сегодня живем мы все, тот старый живой дом отошел в прошлое, а вернуться к нему едва ли представляется возможным. По крайней мере пока существует все то, что мешает к этому вернуться.