ТОП телеканалов

Российская комедия, за которую не стыдно






«Кухня в Париже» — начало

Дмитрий Дьяченко

Режиссер Дмитрий Дьяченко, долгое время работавший с группой товарищей, именующими себя «Квартет И», а ныне зарабатывающий славу на вольных хлебах, в очередной раз доказал, что не просто так он получает свои деньги, и что не только работой с «квартетом» можно прославиться. Все началось с ситкома «Кухня» на канале СТС, созданном в соавторстве с Жорой Крыжовниковым, явившим миру комедию о буднях российских молодоженов. Стоит заметить, что «Кухня» установила немало различных рекордов на российском телевидении, начиная в рейтинговом плане, заканчивая финансовым успехом создателей фильма. Кроме того новый ситком установил новую планку для российских режиссеров, снимающих комедийные фильмы, и стал эталоном того, как следует качественно снимать веселые вещи с серьезным подходом. И вот эта планка выросла еще на целый метр, после того, как в российских кинотеатрах с успехом была показана полнометражная версия сериала «Кухня в Париже».

Российская «сериальная» кухня

"Кухня в Париже" (2014 год, режиссер Дмитрий Дьяченко)

«Кухня в Париже» (2014 год, режиссер Дмитрий Дьяченко)

Сериалы, снятые в России очень похожи на продукцию Тольяттинского автозавода: вроде как и на ходу, и зарабатывать помогают, причем весьма неплохо, да и зрительский интерес на них никуда не делся, но все равно для конечного потребителя интереснее будет что-то не наше, заграничное. Все происходит потому, что российская сериальная культура еще достаточно молода, но, несмотря на это она уже довольно крепко стоит на ногах. Сериальная жизнь российского зрителя начиналась с фильмов о бандитах, войне и ментах, но часть этих сериалов стали культовыми для отечественного зрителя: «Бригада», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Мужская работа». Спустя какое-то время начали появляться первые ситкомы, но в большинстве своем это были ужасного качества ремейки западных сериалов, адаптированные под российского зрителя, или дешевые подделки в стиле «Камеди Клаб» с юмором, который не всем понятен. А про мыльные оперы, которые так любят домохозяйки и говорить не приходится, их появилось такое количество, что они сами уже начали путаться, какой Хуан какую Хуаниту любит. Но среди этого болота появлялись ростки более-менее смотрибельных образцов типа «Универа», отличающийся не выдающейся, но все-таки уверенной игрой актёров, а также тем, что он собрал свою целевую аудиторию – студентов.

«Взросление» отечественной  сериальной культуры

Кадр из фильма "Кухня в Париже" (2014 год, режиссер Дмитрий Дьяченко)

Кадр из фильма «Кухня в Париже» (2014 год, режиссер Дмитрий Дьяченко)

Но время шло, сериальная культура взрослела, и вот на этом фоне появляются достойные отдельного внимания «Интерны». Они хоть и были «слизаны» с «Доктора Хауса» и «Клиники», но явившие зрителю собственных ярких персонажей с великолепным антуражем, который так близок нашему зрителю. А следом за «Интернами» появляется «Физрук», где зрителю было предложено вспомнить героя анекдотов про «новых русских» или «братков», которого прямым ходом направили к своему зрителю – школьникам, слепив из главного героя учителя физкультуры. Но «Интерны» и «Физрук» держались на том, что главные роли в них исполняли Иван Охлобыстин и Дмитрий Нагиев. А вот сериал «Кухня», равно как и его полнометражная версия сделаны так, как завещали участники «Квартета И»: отдельная прорисовка образа каждого персонажа, которые собравшись вместе образовывали непревзойденную команду профессионалов.

Зачастую во время съемок полнометражных фильмов их авторы забывают о том, что сериальные законы в них не действуют. Но когда фильм снимает режиссер, не имеющий представления о том, как снимаются «долгоиграющие» фильмы, получается что-то типа «Нашей Раши» с однообразными половинчатыми персонажами, не имеющих биографии – это одно. Но когда за работу берётся режиссёр, понимающий толк в полнометражном кино, а тем более снимающий фильм по сериалу, где каждый персонаж раскрыт полностью – это совершенно другое. «Квартет И» можно считать одними из немногих, кто умеет снимать хорошие фильмы комедийного жанра. Но их фильмы являются некой адаптацией театральных постановок к кинематографическому жанру, поэтому в них присутствует определенная театральная актерская игра, которая не всем зрителям приходится по душе. В фильме «Кухня в Париже» этот недостаток был полностью исключен, и зрителям представляется прекрасная актерская игра, наполненная реалистичностью, ног без лишних утрирований и переигрываний.

Целое складывается из деталей

Кадр из фильма "Кухня в Париже" (2014 год, режиссер Дмитрий Дьяченко)

Кадр из фильма «Кухня в Париже» (2014 год, режиссер Дмитрий Дьяченко)

Немалое значение авторы фильма уделили даже самым мелким деталям, поэтому зритель не увидит ни одного лишнего кадра, необъяснимых поступков или затянутых сцен. Даже когда на экране появляются герои, ведущие диалог между собой, то действие вокруг них не останавливается, и жизни идет своим чередом. Сам же диалог ведется в необычайно легкой манере и останавливается ровно тогда, когда это нужно, и у зрителя остается чувство лёгкого голода, и он жаждет получить добавки. «Кухня в Париже» представляет собой гармоничный симбиоз комедийного разговорного жанра и ситуационной буффонады, где ни то ни другое не выходит за рамки дозволенного, и разбавляется этот коктейль небольшой долей романтичности и драматизма. Юмор, который не поднимается «выше пояса», так надоевший практически всем любителям кино и сериалов, тут полностью отсутствует. Но, опять же, есть такие шутки, которые балансируют на краю пропасти: герои шутят про представителей сексуальных меньшинств, про Владимира Путина и про белорусского «батьку» Лукашенко. Но особенно хочется отметить то, как авторам фильма удалось совместить в одном кадре две культуры — французскую и русскую. Париж зрителям показан не только со стороны гламурных магазинов, бутиков и ресторанов, но и со стороны подворотен, где «тусуется» не совсем приветливый народ. Единственное, о чем хочется предупредить: «Кухню в Париже» следует смотреть на сытый желудок, либо взять с собой слюнявчик, дабы не испачкать одежду.

Опубликовал: Копырин Антон