ТОП телеканалов

Коррекция жизни






На фестивале «Кинотавр» главным событием этих дней стал полнометражный дебют режиссера Ивана Твердовского под названием «Класс коррекции». В фильме заняты молодые артисты из студии Кирилла Серебренникова.

Иван Твердовский

Режиссер фильма Иван Твердовский

Полнометражный дебют

Раньше он снимал только короткометражки для телепрограмм и иногда свои собственные. В этот раз масштаб намного больше, а в основе лежит повесть Екатерины Мурашовой, рассказывающая о детях, которых изолируют даже в школе.

Сама книга немного сумбурная, а ее действие происходит в двух мирах, причем в иллюзорный мир читатель погружается в каждой второй главе. Режиссер решил ограничиться малым – взял из книги детей, которых на улице стараются не замечать, а их судьбы не интересны никому, разве что кроме матерей.

В класс коррекции приходит Лена, которая до этого была на домашнем обучении. Она быстро завоевывает внимание и становится центром компании, а заодно и поводом для борьбы между ребятами Антоном и Мишей. Девушка несет собой свет, хоть и передвигается на инвалидной коляске. Она является собирательным образом героинь из советских фильмов про любовь в юности, в которых нельзя было не влюбиться.

Здесь очень четко и ясно обозначен любовный треугольник, а также враждебное отношение взрослого мира. Директриса совершенно не проявляет никакого сострадания к новенькой, которая пытается втащить себя на третий этаж школы по ступенькам, а после доноса уборщицы, обнаружившей на полу черные следы от колясочной резины, спрашивает, нет ли в запасе еще одной коляски, чтобы использовать ее как сменную обувь.

Такая же бездушность и жестокость живет в сердцах тех, кто учится в обычных классах и готов высмеивать того, кто слабее их. Да и что говорить, если даже те, кто только что защищал от нападок, сам в любой момент может превратиться в агрессора.

Твердовскому удалось отлично показать изменения в еще детской и восприимчивой психике, а также влияние коллектива на нее. Особенно четко здесь выделен момент, когда люди жалеют тех, кто слаб, но потом начинают топить его, если он успешно преодолевает обстоятельства и ломает давно ставшую привычной унылую жизнь.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Новое созвездие

Автору удалось создать сочетание документального и реалистичного подходов, где примешивается драматургия, в которой уровень условности может быть любым.

Работа оператора и всех ребят, которые были заняты на съемках, оставляет самое приятное впечатление. Мария Поезжаева, Филипп Авдеев и Никита Кукушкин создают треугольник, в котором один человек сочетает в себе нежность и смелость, второй мягкость и заботу, а третий агрессию и ранимость. И эти актеры удачно вписываются в ряды тех, кто только что окончил театральные вузы и тех, кто уже давно в мире кино.

Режиссер помещает во вполне жизненные обстоятельства девушку, которую в этой же реальности трудно представить и тем самым скрашивает некоторую недостоверность поступков с точки зрения психологии. Он может нарушать законы драматургии, зато вносит в фильм две сцены чуда, которые так похожи на те, о каких мечтают люди в юном возрасте.