ТОП телеканалов

«Дивергент» — ты опасен, если ты другой






Экранизация бестселлера для подростков

Вероника Рот - автор романа "Дивергент"

Произведение американской писательницы Вероники Рот «Дивергент», очень быстро завоевало популярность среди читателей подросткового возраста, и стало одним из претендентов на звание «классического произведения подростковой литературы», а права на экранизацию бестселлера были куплены практически сразу после его публикации.

Тема, которую затрагивает этот фантастический роман, всегда являлась основой для жарких дискуссий в мире культуры и искусства. Диктатурный тоталитаризм, или тоталитарная диктатура, тут как будет угодно зрителю или читателю, всегда были врагами свободного общества, в котором люди — это свободные граждане своей страны, а не покорные рабы. В данном произведении свободу выбора подавляют в угоду властьимущим, и только лишь Чикаго остается последним оплотом человеческой цивилизации, где общество делится на пять фракций Abnegation, Amity, Candor, Dauntless, Erudite (Искренность, Отречение, Бесстрашие, Дружелюбие и Эрудиция), которые выполняют каждая свою функцию, для поддержания существования местного населения.

Выбор правильного пути

"Дивергент"

Но как быть, если отдельный индивид, когда перед ним встает право выбирать, к какой фракции ему примкнуть, вдруг понимает, что он не хочет принадлежать ни к одной из них, в силу того что у него нет требуемых склонностей? Это и является ключевым вопросом романа «Дивергент». Вернее это могло бы им стать, но роман от размышлений о самоопределении и отношению к свободе, как к одному из основных качеств, необходимых каждому индивиду, переходит к размышлениям на тему самоопределения подростка в его пубертатный период. Если Китнисс Эвердин в «Голодных играх» вела самоотверженную борьбу с системой, то Беатрис Приор (Шейлин Вудли) приходится вести борьбу со своими внутренними страхами. И то, что могло бы привлечь внимание, смотрится как приключение Элли в Волшебной стране, только страна не волшебная и законы в ней тоталитарные, где общественное превалирует над частным.

Иконой фильмов подобного плана, где стремительные действия подкрепляются философской базой, можно считать «Эквилибриум», но в великому разочарованию, приключения Беатрис Приор являются полной противоположностью истории о бесстрашном клерике Джоне Престоне. Рекламную компанию фильма «Дивергент», который снимался на студии Summit Entertainment, следовало бы оформить как киноленту для фанатов «Гостьи», но ни в коем случае как для поклонников «Сумерек» и «Голодных игр».

Чтобы походить на историю об Эдварде и Белле, фильму не хватает романтизма, а для «Голодных игр» требуется больше социально-политических размышлений, которых в принципе в книге немало, но Нил Бергер не смог показать их с нужной стороны, определив на первый план девочку-подростка, не показав зрителю ее социальных предубеждений.

До положительных результатов еще далеко

Кадр из фильма "Дивергент"

Несомненно, учитывая все достоинства книжного варианта «Дивергента», положительную оценку его экранизации поставить очень сложно. Сняв по этой книге фильм, Нил Бергер не сумел представить его достойно, поэтому данная кинолента не заинтересует как взрослую категорию зрителей, так и тот сегмент, на который был нацелен режиссер, а именно подростков четырнадцати-шестнадцати лет. Считается, что зрители этой возрастной группы более впечатлительны, и меньше притязательны к тому, что происходит на экране, особенно если в основе фильма лежит романтический сюжет или забойный экшен, взять, к примеру, «Сумерки» или «Трансформеров».

Но несмотря ни на что, утверждение, что влияние социума не должно ущемлять личную свободу гражданина, а также оказывать влияние на него как на личность и определять его личную жизнь, является верным, но то, как это показано в фильме, не заслуживает высоких оценок.

Опубликовал: Копырин Антон